Об эффективной реакции на кризис, или как выйти из нее победителем

0
1086

Импровизация не раз помогала ведущему и шоумену Сергею Величанському выйти победителем из сложных ситуаций. Более того — любые стрессовые ситуации он считает подарком и возможностью для дальнейшего развития. Каждый раз, выходя импровизировать на сцену, он не знает, чем закончится спектакль. Шоумен просто делает шаг, понимая, что отступать некуда.

Сергей Величанський уверен, что принципы импровизации преодолеть сегодняшний кризис.

В импровизации есть правила, помогающие нескольким лицам создать сюжет, не превращая его в хаос. И все это без сценария и репетиций.

То есть, все входные данные принимаются без возражений, даже если они «тяжелые», «неудобные» и «незнакомые». Это тренирует креативные мышцы находить выход там, где его не видят другие. Для этого у импровизаторов существуют свои «лайфхаки» и формулы.

Есть важное правило «да, и». Принятие и развитие.

Принятие не означает согласие или симпатию. Это лишь констатация факта чего-то, уже произошло. На сцене, например, все происходящее должно иметь объяснение для зрителей. Нравится тебе это или нет — без разницы. Главное — это принятие.

За годы занятий, я увидел, что люди привыкли отрицать факты, которые им не нравятся. С такой установкой, они выходят импровизировать и разрушают сюжет. Тянут одеяло на себя, мешают развитию нового.

Мы обратимся к Стивену Кови и его «7 навыков эффективных людей», где автор хорошо разложил теорию «Круга Забот» и «Круга Влияния». Существуют вещи, которые влияют на нас, над которыми мы не имеем власти: место рождения, экономика страны, всемирный кризис, пандемия. Карантин изменил все вокруг нас и перевернул жизнь. Это те входные данные, с которыми нам надо справиться.

Теперь о развитии. Импровизатор учится находить развитие любых входных данных. Или даже считает, что вся новая информация — это подарок. Его можно и нужно переделать в конфетку. Логика проста, если эти входные данные уже случились, их нужно принять (не смириться, а принять). Тогда возникнет вопрос «Что дальше?». Это и есть развитие. Все шаги в контексте новых «входящих» — это продолжение сюжета.

Мы оказались в ситуации, когда доходная сторона жизни претерпела критическое влияние. Мы оказались перед вопросом «Что дальше?».

В жизни я проходил через большое количество кризисов. Последнее серьезное испытание было в 2008-2009 годы. Именно тогда и родился мой большой проект IMPROV CLUB. Я понял, что кризис — обстоятельства, которые превращаются в проблему или в возможность.

Проблема не в ситуации, а в нашей на нее реакции. Чем дольше мы не будем воспринимать новую реальность, тем больше шансов на то, что она превратится в проблему с последствиями. И здесь речь идет не об игнорировании реальности, а о ее трезвом принятии.

Вот так эта реакция выглядит в реальной жизни:

Я попал в ситуацию, когда почти все мои офлайн-проекты потерпели сокрушительные изменения, оказался в состоянии «новой реальности». «Да, и» или принятия и развитие — это уже устоявшийся алгоритм в моей голове, поэтому:

Я понял, что так как было, уже не будет! Индустрия образовательных и развлекательных проектов уже изменилась. Какой она будет, мне также непонятно. Так же, как в 2008-2009 годах. Но тогда это была только экономический кризис. Сегодня их три: экономическая, политическая и пандемия. Это «да».

«… и» — это анализ ресурсов. Понимая, что так как было уже не будет, начинаешь искать новые пути. Это интересно, потому что мозг привык работать со знакомыми путями, методами и инструментами. Когда понимаешь, что отступать некуда, мозг мобилизуется и начинает генерировать креатив. Применение и вызовы у каждого разные. Кому-то нужно решать задачи для содержания своих подчиненных, у кого аренда и кредиты, у кого семья, которую надо кормить. Вызовы разные — алгоритм один: «да, и».

Следующий закон импровизации: «Если не знаешь, что делать, делай то, что знаешь». И я взялся. Времени много, интернет есть, интересные знакомые и друзья в «Фейсбуке» имеются, поэтому я начал проводить опросы в разных направлениях. Я стал создавать эффект синергии, где любая идея или мысль извне стоит принятия и рассуждения. Именно она строится на сцене в импровизаторов в виде конструктивного сюжета.

В жизни эффективность не измеряется аплодисментами, но мы знаем, какая оценка нам нужна — бизнес, адаптированный под новые условия.

Вернусь к своей ситуации. Начав опроса, я понимал, что большинство ответов будут шаблонные, как и в любом мозговом штурме. Там всегда надо принимать все ответы и через некоторое время проявится что-то интересное. На один вопрос я получил более 20 ответов, и только один из них подсказал нешаблонный путь. Я сосредоточился на нём и уже начал получать первую прибыль.

Анализ возможностей — это то, что я сделал в качестве первого шага. Как в своих моноспектаклях, когда получаю входные данные от зрителей, я не знаю создам сюжет из всего этого. Будет ли он смешным или просто интересным. Я делаю первый шаг, и история начинает появляться.

Я сделал еще один вопрос в «Фейсбуке» и снова получил не те ответы, которые подошли моим потребностям. Но один из них был интересным. Я исследовал его и нашел в интернете уникальный вариант, который не предлагал никто. Все это благодаря навыку «не блокировать» и закона «да, и». Не знаю, это финал. Я просто двигаюсь.

Кстати, именно потому, что вместо первого шага, люди забегают вперед, они впадают в ступор. Они думают о вещах из «Круга Забот» вместо того, чтобы сконцентрироваться на «Круге Влияния»! Ступор парализует и делает невозможным дальнейшее развитие интересного сюжета. Правда, даже здесь импровизатору помогает еще одно правило: «Если тормозишь, по крайней мере делай это красиво!» и сконцентрируйся снова на первом шаге.

Итак, какой твой первый шаг?

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ