В бизнесе чем выше ставки, тем больше трудности – Андрей Шолин

0
253

Развитие малого и среднего бизнеса сегодня остается одной из главных задач в Украине. Только этот сектор обеспечивает 79% рабочих мест и составляет 99,8% всех предприятий. Последняя цифра даже превышает показатели Германии.

Но посмотрим на это под другим углом. Кто все эти люди, которые берутся развивать экономику страны? Как создаются их идеи и через что приходится пройти молодым предпринимателям, чтобы воплотить свои проекты в реальность?

Об этом и многом другом мы поговорили с Андреем Шолиным, основателем компании Waffle King, молодым одесским предпринимателем, чья идея готовить и продавать известные гонконгские вафли в Украине превратилась в реальность всего за несколько месяцев.

Расскажите, чем именно Вы занимаетесь?

— Я всегда говорю, что наша компания создает для посетителей произведения искусства. Это известные гонконгские вафли, которые делаются со специальной смеси, залитой в контактную вафельницу. Три минуты – и эта смесь превращается в настоящее волшебство. Все вафли всегда украшаются по-разному, поэтому мы еще иногда шутим, что они, как снежинки, имеют свой неповторимый шарм. Наш посетитель смотрит и понимает, что его вафли созданы специально для него, а не на конвеере, без штамповки.

— А как именно Вам пришла идея создавать такие вафли?

— Подобная идея у меня сформировалась после прочтения книги «Нация фастфуда» Эрика Шлоссера. Так получилось, что я всегда интересовался кулинарией и никогда не мог понять своих одногодок со студенческих времен, которые не умели готовить и могли бы умереть с голоду, если бы не хлеб и майонез (улыбается). Я всегда предельно ясно знал, что и зачем делать с любым продуктом без всяких кулинарных книг, а еда получалась всегда вкусной, даже когда я экспериментировал с варением, тушением и жаркой одного и того же блюда.

Гонконгские вафли мне не раз попадались на глаза: то в дебрях интернета, то во время пребывания в Польше. Они отпечатались в моей памяти и я понял, что нужно попробовать заняться этим делом. Я насмотрелся в YouTube всяких «вафельных гуру» и тут же мое самолюбие сработало. Я сразу подумал, что могу сделать лучше и вкуснее, так мой продукт будет выделяться среди остальных. Но я пока не понимал, как это организовать.

Как Вы начали двигаться к своей цели?

Одним из самых трудных заданий было сделать свою фирменную смесь. Это сейчас наши Waffle King отличаются от всех своих аналогов в Украине и в странах СНГ. А до этого мне пришлось провести много времени у вафельницы и перевести кучу ингредиентов, чтобы вафля действительно получилась мега вкусной, хрустящей и не сырой внутри. Мои родные всегда меня поддерживали: дегустировали всевозможные варианты вафель (даже не совсем удавшиеся), помогали, убирали дома после моих приготовлений. В конечном итоге, идеальная смесь была готова.

Когда вафли стали получаться, я начал угощать ими всех друзей и знакомых, которые приходили в гости. Я увидел, что им действительно нравиться этот продукт и понял, что нужно идти в массы. Все сложилось так, что мне удалось организовать продажу на одном из одесских пляжей, которым владеет мой близкий друг. Я тогда лично стал за стойку и начал продавать будущие Waffle King. Для меня самым главным было набраться побольше опыта, так как делать вафли дома – это одно, а вывести все на уровень продаж – совсем другое.

За десять дней работы я почувствовал, что сделал правильное решение, мне это нравится и я смогу что-то еще добавить, чтобы стать лучшим в этой сфере. Я начал думать над названием, анализировал конкурентов. После длительных раздумий и компоновок слов и символов я пришел к мысли, что Waffle King – это именно то, что нужно. Всего лишь два простых слова, но какой посыл: Waffle– то, что мы продаем, и King –акцент на качество товара, его подаче.

— Как Вы запускали компанию?

— Впервые попробовать свои силы в бесконечном потоке людей я решил на «Городе Профессий» в Одессе. Мы связались с организаторами и предложили сделать для посетителей мероприятия вафли бесплатно. Вы сами понимаете, как люди любят все бесплатное, поэтому вместо трех запланированных часов работы, мы пять часов подряд делали вафли для всех желающих попробовать Waffle King. Мы работали, пока не закончились все ингредиенты, а мои верные помощники в лице родных то и делали, что в жару бегали то за яйцами, то за водой, пока я готовил. Это был невероятный опыт!

После этого мы получили некоторую узнаваемость и стали искать постоянное место для продаж. Все получилось отлично и вот мы работаем уже седьмой месяц. За это время появилось много постоянных клиентов и подписчиков в социальных сетях, что не может не радовать. А словосочетание «Waffle King» все чаще и чаще появляется на устах довольных посетителей.

— Вы пробовали выходить на зарубежный рынок?

— Выйти и работать на зарубежном рынке – это мечта любого предпринимателя, моя в том числе. Но сейчас для нас главное – полностью стандартизировать все процессы: логистику, приготовление, подачу. Только так мы сможем легко перенести свою идею и ценности в любой другой город на планете. Главное – это желание двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Мы даже проводили опросы среди европейских потребителей в отношении нашего продукта. Очень порадовали диалоги с европейцами, их отзывы о визуальной подаче и упаковке. Так что планы о зарубежных рынках у нас есть и мы готовимся их воплощать!

— Есть ли особенность в ведении бизнеса в Украине и за границей?

— Главное различие в том, что у нас, к сожалению, нет такой лояльности и такой помощи от государства, как, например, в Европе. Но если посмотреть на это с прагматичной стороны, то все знают, что цветок, проросший в тяжелых условиях, без воды, с плохим грунтом, значительно выносливее тепличного цветка. Поэтому мы и используем все наши возможности сейчас по полной: начинаем строить краткосрочные и долгосрочные перспективы своего бизнеса, понемногу сдвигаем тех местных фигур бизнеса, которые, как цветок с теплицы, выросли в максимально комфортных условиях и боятся любого ветерка.

— Сегодня на украинском рынке большую популярность имеют новые бренды или компании с историей?

— К сожалению, никто не отменял поговорку: «Встречают по одежке». Пока еще первое, на что обращает внимание потребитель, – это внешние факторы, а у компаний «с историей», они уже максимально настроены на клиента. В то же время новые бренды еще не успели обзавестись такими преимуществами, как индивидуальность, стиль, удобность, востребованность, цена и т.д. Если же эти качества есть лично у вас и вы – новый бренд, то при наличии стрессоустойчивости, ответственности, предприимчивости и способности нестандартно мыслить, можно успешно конкурировать с большими компаниями.

— Как малому бизнесу создать такой продукт, который бы не надоедал потребителям? Чем удивлять украинцев?

— Удивлять украинцев в сфере питания (в особенности фастфудом) можно чем угодно. В мире очень много всевозможных бизнес-идей, которые работают успешно не один год, и это не шаурма (улыбается). Главное – взять иностранный опыт, подкорректировать его под украинские реалии, стандартизировать, поставить на поток эту идею и работать с ней в Украине.

Что же касается того, как не надоесть потребителю, то здесь важно не переставать держать руку на пульсе последних трендов и тенденций. Нужно выделять то, что уже полюбили люди, и к чему они привыкли. Только так вы всегда будете интересным для потребителя, а новых людей привлечете еще и своей «новизной». В итоге вы сохраните старых клиентов и привлечете новых, а в бизнесе это самое главное.

— Какие самые распространенные ошибки делают начинающие предприниматели?

— Большинство начинающих бизнесменов делают аналогичные ошибки – это отсутствие обьективной информации в интересующей сфере, страхи, которые возникают в процессе ведения бизнеса. В этом случае мне нравится проводить аналогию «бизнес-спорт», ведь все мы знаем, что мышцы растут через боль. В бизнесе происходит также: только испытав мучения и боль, можно вырасти.

Еще одна распространенная ошибка – полирование чужого опыта. Как правило, люди начинают безжалостно повторять весь опыт успешных предпринимателей, но спустя некоторе время их запал куда-то пропадает. Дела в лучшем случае идут в «ноль», хотя ваш проект остается по прежнему успешным. А все это потому, что вы видите лишь верхушку айсберга.

— Дайте три совета начинающим предпринимателям.

— Во-первых, если вы поняли, что быть офисным планктоном – не ваше, тогда запасайтесь волей к победе и «попкорном», так как бизнес – это всегда большие трудности. Не стоит тешить себя тем, что их не будет. Они будут, и чем выше ставки, тем больше трудности. А вот как с ними справиться вам подскажет воля к победе.

Во-вторых, начинайте свой бизнес там, где вы себя чувствуете, как рыба в воде, ну или хотя бы, как рыба в аквариуме. Если вы чувствуете дискомфорт в той среде, где вы работаете, то долго не протянете. Идея вашего бизнеса кроется в ваших навыках!

В-третьих, почаще ставьте себя на место клиента, задавайте себе вопросы и честно на них отвечайте. Делайте это часто, так вы обезопасите себя от ошибок, которые могут привести к потере клиентов. Подытожу все фразой, которая живет не одно тысячелетие: «VIAM SUPERVADET VADENS», или «Дорогу осилит идущий».

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ