«Бизнес я придумала в процессе приготовления ужина», — Наталия Шмигельская, основательница ТМ «Готово»

0
3868

Наталия Шмигельская сделала бизнес на кухне. Во всех смыслах. Именно во время приготовления еды её посетила идея создания бренда полуготовых блюд – «Готово». Это история о том, как желание сэкономить время у плиты реализовалось в торговую марку.

Правда, что женщинам в бизнесе сложнее? 

Да, есть такое ощущение. Мы все родом из патриархата, который всё ещё витает в воздухе. В молодости часто возникали неприятные ситуации. Свои серьезные переговоры в бизнесе я начала, когда мне было 24 года, и, конечно, люди не воспринимали меня всерьёз. Я старалась казаться взрослее, чтобы не думали, что меня можно как-то обмануть, обыграть. Но, справедливости ради, отмечу, что зачастую бизнес-вызовы одинаково сложны и для мужчин, и для женщин. Если женщина с интеллектом, если она умеет работать с бизнес-предложениями и вести переговоры, то условия могут быть равными.

Как женщине не дать себя в обиду?

Женщины имеют некоторые преимущества, которые заложены ее природой. Например, нам необязательно доказывать что-то силой, как принято у самцов. Тем не менее многие бизнес-леди ведут себя очень жёстко, втайне переживая, что их кто-то обидит и «работая» таким образом на опережение. Есть категория деловых женщин, которые привыкли к постоянным «маскам». Эти вымышленные роли в итоге ведут к страданиям, потому что женщина проживает чужую вымышленную жизнь.

Советую в сложных ситуациях опираться на юристов, адвокатов. И женщинам, и мужчинам – не биться головой об стену, а предоставлять решение проблем специалистам. Наше законодательство сейчас неплохо работает в этом плане.

Вы готовите?

Я вообще не умела готовить ничего, кроме яичницы до того времени, пока не вышла замуж. На моей духовке даже пылилась заводская этикетка – не открывала её ни разу. Но уже в замужестве у меня появилось желание освоить мастерство приготовления блюд. И неожиданно для себя я втянулась с процесс готовки с головой.  В итоге умею вкусно приготовить блюда, которые раньше считала совершенно непостижимыми – торты, лазанью, мясо и соусы. Во время процесса приготовления блюд у меня появились свои «фишечки-секретики» и… идея бренда «Готово».

В то время я управляла заводом по производству охлажденного мяса курицы. Как раз начала проявляться необходимость создать свой продукт, найти свой «голубой океан». Я решила, что это должно быть связанно с блюдами. В итоге придумала продукт, который можно легко приготовить.

Что такое «голубой океан»?

Это рыночные обстоятельства, при которых найдена уникальная ниша, позволяющая динамично развиваться без конкурентов. Быть первыми, создавать уникальный продукт. С одной стороны, это требует больше усилий, чтобы рассказать потребителю о товаре с нуля. Но с другой – нет необходимости «толкаться на полке» с конкурентами.

Когда вы были близки к тому, чтобы опустить руки?

Было много сложных моментов, расскажу об одном из последних. Когда мы создали марку «Готово», случился форс-мажор. Поменялся рынок, поменялась политика, с сетями было невыгодно работать. Я приняла решение полностью закрыть часть своих филиалов по дистрибуции охлажденного мяса курицы – нам оставалось только верить в торговую марку «Готово». Однако было непонятно, как продукт «поведёт» себя на полке. Затрачивался ресурс на содержание, не было средств на продвижение. Я надеялась, что  люди самостоятельно прочитают состав и поверят в нас, захотят попробовать. Но ожидания не оправдались. Мы даже не окупали расходы, сталкивались с постоянными возвратами – продукт ведь скоропортящийся. Я сильно нервничала – осознавала свою моральную ответственность перед командой и материальную ответственность за возврат денег инвестору. Да и не хотелось так просто «проиграть». Засыпала и просыпалась с мыслями о том, как найти выход из сложившихся обстоятельств.

Что вы с этим сделали?

Осознала, что мои главные конкуренты – кулинарии в супермаркетах. Я решила, что мы можем взять все их «головные боли» на себя: стандартное качество во всех магазинах, снижение себестоимости, воровство, низкоквалифицированный персонал, постоянное наличие продуктов на полке.

Супермаркетам стало интересно, они дали нам полгода на разработку. Тогда я сказала себе: «Это последний рывок: если этот проект не удастся, закрою завод!». Продукт был не слишком успешным, но при этом 25 человек работали в нашем центральном офисе. Все они были заняты, всем было некогда. Утверждали, что даже перерабатывают. И я уволила всех сотрудников, кроме двоих – тех, которые на самом деле любили «Готово». Это были финансовый директор и менеджер по продажам. Именно они и сделали продукт успешным.

Что для вас социальная ответственность?

Это чувство, когда мои сотрудники растут. Когда они приходят менеджерами, а потом заслуженно становятся директорами. Растут не только в профессиональном плане, но и интеллектуально. Превращаются в самодостаточных личностей. Это наибольший вклад, который могу дать этой сфере.

Часто мы самостоятельно оправляем полуфабрикаты пострадавшим в результате АТО, и нуждающимся учреждениям мамы и ребенка. Но ни с кем не сотрудничаем, не распространяемся на этот счёт. Возможность есть – помогаем.

Полиэтиленовые упаковки слишком вредны для экологии. Вы планируете отказаться от их использования?

Мы покупаем алюминиевую жёсткую упаковку для запекания. Суть в том, что её можно использовать много раз, а потом сдать, как вторсырьё. Это лучше, чем фольга. Когда на рынке появится более экологическая альтернатива подходящей упаковки, то мы обязательно будем использовать такой вариант в первую очередь.

Насколько для вас важны деньги?

Мне больше важна идея. Именно идея вдохновляет бежать на работу каждое утро. Она позволяет делать то, что мне нравится. Познавать себя.  А деньги – это благодарность за тот труд и энергию, которые я трачу.

В любом бизнесе много творчества. Я занимаюсь стратегическим планированием, развитием и маркетингом, а также реализацией. При такой занятости я получаю удовольствие от мысли, что даю людям возможность провести вечером больше времени в семейном кругу, ведь лишаю их необходимости тратить много времени на кухне.

Как пережить зиму?

Мне очень нравится, когда солнце светит с утра и до поздней ночи. Тем не менее я умею наслаждаться любым временем. Например, сейчас я любуюсь осенью и её цветовой палитрой – вокруг волшебство! Зима тоже имеет много приятных моментов: сказочные снегопады, праздники с ожиданием чуда…Долгими зимними вечерами можно заняться творчеством, на которое не хватало времени – написать рассказ, завести дневник или просто побыть дольше с близкими, поиграть с детьми. Всегда советую в середине зимы вырваться в теплое место, если позволяют условия работы. Это отличный способ подзарядить «солнечную» батарейку настроения и бодрости.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ