Стефан Ганчев: инвестировать в стартапы не так рискованно, как в украинскую недвижимость

0
537
Стефан Ганчев, фото: LAUNCHub

Стефан Ганчев — партнер LAUNCHUB Ventures, одного из ведущих инвестфондов в Юго-Восточной Европе, который занимается финансированием стартапов в Болгарии, Польше, Украине и других странах региона. Также он является соорганизатором DigitalK — крупнейшей в Болгарии конференции по цифровым технологиям DigitalK.

Community поговорил со Стефаном Ганчевым на форуме Seedstars CEE Summit, который является региональным Саммитом швейцарского стартап-соревнования для развивающихся рынков Seedstars World, который состоялся в Киеве в начале декабря. Болгарский инвестор рассказал об особенностях украинских и восточно-европейских стартапов и о том, что им необходимо знать и делать, чтобы привлечь перспективного инвестора.

— В последний раз вы был и в Украине в 2015 году. Что, по Вашему мнению, за последние три года изменилось в среде украинских стартапов? Есть ли у нас новые интересные проекты?

— Мне очень нравится качество нынешних команд украинских стартапов. Безусловно, есть новые проекты. По крайней мере половина из тех, что я видел на Seedstars CEE Summit довольно интересные. Все они были на самой ранней фазе своего развития, и в ближайшие четыре месяца я буду следить за тем, как у них идут дела.

— Какие продукты предлагают эти стартапы?

— В основном это приложения, предназначенные для оптимизации продаж. Они позволяют изучить и понять поведение, потребности клиентов, чтобы в дальнейшем компания могла улучшить свои услуги.

Также есть интересные проекты, связанные с разработкой телефонного голосового бота для бизнеса, который позволяет обзванивать клиентов, без использования традиционного cаll-центра. Если такой продукт очень высокого качества, то подавляющее большинство абонентов даже не понимают, что разговаривают с роботом. Он позволяет распознавать то, что говорит клиент, и перенаправлять его на нужную линию. Использование этой технологии обойдется в десять раз дешевле, чем содержание традиционного cаll-центра, в котором работают люди.

— Достаточно ли высоко качество украинских стартапов, чтобы в них вкладывали деньги инвесторы? Например, те же бизнес-ангелы?

— Думаю, бизнес-ангелы из Украины уже достаточно квалифицированы, чтобы инвестировать. Что же до крупных инвестфондов, то они, как правило, хотят, чтобы проекты, которые они будут финансировать, уже прошли стадию, на которой происходит притирка к клиенту. То есть, чтобы их немного обкатали. Для этого инвесторы ставят проекты в лист ожидания и наблюдают за ними.

— Каковы Ваши планы по инвестициям в Украину?

— Наша компания инвестирует не только в Болгарии, но и в странах, которые находятся близ нее. Что де до Украины, то мне бы хотелось в 2018 году инвестировать здесь по крайней мере в один проект.

— Есть ли какие-либо значительные различия между украинскими стартапами и таковыми в Восточной и Западной Европе? Есть ли отличия по качеству в идеях, исполнении?

— Что качается идей, то здесь качество хорошее. А вот с исполнением сложнее. Думаю, это общая проблема восточноевропейских стартапов. Здесь люди недостаточно сконцентрированы, они действуют медленнее, чем необходимо. Они вроде бы и целеустремленные, но в то же время расфокусированы.

— Почему, на Ваш взгляд, существует такая проблема? Это последствия долго пребывания стран Восточной Европы в соцлагере?

— Я считаю, что в Восточной Европе существует проблема, связанная с недостатком трудолюбивых людей, но она может решиться со сменой поколений. Возможно, новые поколения будут более трудолюбивыми. Люди, работающие IT-бизнесе, уже сделали довольно много проектов совместно с западными компаниями, поэтому они уже знают все о том, как надо вести бизнес.

— Вы говорили о проблемах с реализацией идеи стартапа. Что, по-Вашему, здесь самое сложное?

— Сложнее всего с продажами. Это большая проблема в Восточной Европе. Здесь много специалистов, которые способны написать хорошую программу, но им трудно найти первых клиентов, это занимает много времени из-за определенной дезориентации. Как правило, первых клиентов надо искать во вне, то есть за рубежом, а это намного сложнее.

— Как вы считаете, в Украине в сфере стартапов есть проблема дилетантизма? Если да, то насколько она распространена?

— Думаю, в развивающихся странах такая проблема есть. Как правило, подобные проекты затевают люди малоопытные, которые просто хотят быть в тренде, но не понимают, насколько на самом деле это сложно. Однако, это явление не очень распространено. На мой взгляд, В Украине таких фейковых стартапов не более 10-15%. Команды, которые я встречал в последнее время, в принципе неплохо ориентируются на рынке.

— В Украине сейчас много говорят о рисках, связанных с инвестициями в нашу страну. Это и коррупция, и экономическая нестабильность, и война и многое другое. Но вы все же хотите инвестировать в украинские стартапы. Почему?

— Ну, коррупция есть и в Болгарии, она везде есть. У меня будет больше рисков, если я куплю в Украине землю или другую недвижимость. А если я инвестирую в стартап, то его команда может быть очень мобильной, сегодня она может работать в Украине, а завтра, если надо, переехать в Софию или еще куда-то. Это значительно сокращает риски, о которых вы говорите.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ