Чего стоит ожидать от рынка франчайзинга в 2018 году?

0
1551
Александр Алексеенко и Александр Лукьянов

В фильме американского режиссёра Джона Ли Хэнкока «Основатель» (The Founder), который рассказывает о Рэе Кроке — создателе самой известной в мире сети ресторанов быстрого питания McDonald`s, есть сцена, в которой главный герой бросается под автомобиль Братьев МакДональд, которые пока еще открыли лишь один ресторан, и кричит: «Франшиза!». «Что? Простите?..», — в недоумении спрашивает один из братьев, еле расслышав голос Рэя из-за работающего двигателя. «Франшиза! Нужна чертова франшиза! Ресторан слишком хорош для одного городка. McDonald`s должны быть везде от океана до океана, от запада до востока!», — отвечает ему Крок.

Предприниматели, менеджеры, рестораторы и многие другие найдут в этой картине массу интересного. Она приоткрывает завесу над такой темой, как тиражирование бизнеса по системе франчайзинга. Что же это такое и существует ли франчайзинг в Украине? Об этом мы спросили Александра Алексеенко и Александра Лукьянова, управляющих партнеров консалтинговой компании Franchising Full Cycle (FFC).

Что имеем

По состоянию на сегодняшний день количество франчайзинговых предприятий в мире, согласно данным Всемирного совета по франчайзингу (WFC), стремительно приближается к 1,5 млн. И действительно, все известные сети бутиков и фирменных магазинов, как правило, имеют свою франшизу. Традиционно активной остается индустрия быстрого питания, туристические компании, фитнес-клубы, салоны красоты, медицина, рестораны, детские центры, сфера услуг для населения.
Признанные лидеры франчайзинга в мире — США, Канада, Япония, Корея, Австралия; в Европе — Германия, Великобритания, Франция и Польша. У многих мировых брендов есть хорошо развитые франчайзинговые сети, это McDonald’s, KFC, Domino’s, Subway, Shell, Zara, Baskin-Robbins, Columbia, Burger King, 7-Eleven, RE/MAX, Century 21 и другие. По данным Ассоциации франчайзинга Украины в нашей стране почти 700 компаний из разных сфер бизнеса в своем развитии используют франчайзинговую схему. И хотя качество некоторых франшиз желает лучшего, этот вид масштабирования бизнеса из года в год становится все более популярным.

Наиболее известные украинские франчайзеры, доказавшие работоспособность своих проектов, это сети ресторанов Mafia, PESTO CAFÉ, Хінкальня, пекарни-кофейни Lviv Croissants и «Насолода», французская булочная «Франс.уа», фастфуд CHICKEN HUT и Fresh Line, пиццерия PIZZA CELENTANO, сети супермаркетов «Наш Край» и NOVUS, магазины сладостей ручной работы «Львівська майстерня шоколаду» и «Веселі Карамелі», магазины ювелирных украшений ZARINA, бутики дизайнерской одежды ANDRE TAN и Nai Lu-na by Anastasia Ivanova, служба доставки Delfast и многие другие. Даже при огромных экономических проблемах в стране существующие франшизы могут служить примером для тех, кто задается вопросом масштабирования собственного бизнеса.

В чем проблема?

Тем не менее, стоит отметить, что в украинской бизнес-среде, к сожалению, до сих пор весьма низкий уровень базовых знаний в сфере предпринимательства, как у собственников франшиз, так и у инвесторов. К сожалению, у нас все еще нет необходимого законодательства, которое бы четко регламентировало отношения сторон во франчайзинге и сделало это сотрудничество максимально прозрачным.

За предыдущие годы у нас было несколько попыток принять закон «О франчайзинге», но ни одна из них не увенчалась успехом. Между тем, в развитых странах такие законы давно и успешно действуют, помогая регулировать массу спорных вопросов данного бизнеса. В странах ЕС, утверждены четкие критерии оценки договоров франчайзинга на соответствие местному антимонопольному законодательству и принят конкретный перечень положений, которые запрещено включать в договоры франчайзинга из-за риска возможного ограничения конкуренции как таковой. В США на федеральном уровне принято более сотни законов, которые касаются сферы франчайзинга.
Все, указанные выше факторы, а также нестабильная политико-экономическая ситуация в Украине, привели к резкому увеличению количества франшиз-однодневок, которые, как правило, пренебрегают правилами, и нацелены лишь на быстрое обогащение.

Социальный аспект&бизнес

Из-за отсутствия интереса и поддержки со стороны государства к франчайзингу, Украина теряет возможности, которые могли бы принести выгоду не только экономике, но и обществу, как таковому, решив определенные социальные проблемы. Например, франчайзинг имеет все возможности, чтобы стать одним из лучших инструментов для социальной реабилитации, адаптации и трудоустройства ветеранов, вернувшихся из зоны боевых действий. Ведь секрет такой популярности франчайзинга в США, заключается в том, что в период Второй Мировой Войны американские предприниматели при поддержке государства начали активно предлагать ветеранам, которые возвращались с фронта, вложить полученные компенсации в собственное дело. Эта инициатива имела взрывной эффект для американской экономики. В Украине уже появился не один социальный проект ветеранов АТО, это «Pizza Veterano» и «Veterano Coffee», но они пока лишь начали работать над концепцией собственных франчайзинговых проектов.

Вопрос финансирования

Больше 60% экономики ЕС составляют франчайзинговые предприятия. По последним данным порядка 90% этого бизнеса в ЕС растет за счет специфических целевых кредитов. Например, в Италии каждый новый франчайзи может получить от итальянской ассоциации франчайзинга около €50 тыс., из которых 50% — специальный грант и еще 50% — кредит под низкий процент от государства. Это позволило за последние несколько лет более чем вдвое, увеличить количество франчайзи.

К большому сожалению, у нас ситуация кардинально другая. Целевого кредитования франчайзинга в Украине практически не встречалось. И хотя многие банки до 2014 года декларировали свою готовность кредитовать франчайзинг, на деле все выглядело совсем иначе. Франчайзинг для банков — это инвестирование с повышенным риском, как и обычное открытие бизнеса с нуля или стартап. Гораздо проще было получить кредит, если франшиза — уже не первый бизнес и не единственный, а у предпринимателя уже есть хорошая финансовая история.

Но времена меняются. Совместно с ПриватБанком мы запустили проект беззалогового кредитования на покупку франшизы. Также реализован проект для помощи предпринимателям совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), параллельно ведутся переговоры с еще несколькими финансовыми учреждениями про запуск подобных проектов. Пока о результатах программы говорить рано, но можно с уверенностью утверждать о нарастающем интересе со стороны предпринимателей.

О прогнозах

Делать прогнозы в наше время дело абсолютно неблагодарное, но, безусловно, есть тенденции и отдельные ниши, которые продолжат развиваться и в 2018 году. Франчайзинг – это неотъемлемая составляющая современного предпринимательства, поэтому перспективы на этот год не особо веселые, но обнадеживающие.

Так исторически сложилось, что большинство франчайзинговых проектов сосредоточены в Киеве, поскольку здесь высокая деловая активность, больше финансовых возможностей, выше покупательная способность населения. Но за последний год франчайзинг стал гораздо популярнее в небольших городах, и эта тенденция продолжается. Особой популярностью сегодня пользуются различного рода кофейни, но сейчас в этой нише происходит перенасыщение и соответственно мы ожидаем в ближайшее время некую стагнацию.

Продолжает расти сфера услуг как В2В, так и В2С. Здесь в 2017 году наблюдался рост до 15% к 2016 году. В следующем году особым спросом продолжат пользоваться франшизы в сфере услуг для детей. Это развитие, обучение и развлечения. Традиционно популярными на протяжении многих лет остаются фастфуд и стритфуд. Это не могли не заметить многие игроки в сфере общественного питания поэтому на протяжении следующего года ожидаем появления на рынке заведений «облегченных» форматов. Здесь яркий пример новый формат от PIZZA CELENTANO в формате To Go. Растет интерес к франчайзингу в аграрной сфере. Агрофраншиза – это проект, где по франшизе передаётся не просто торговля чем-то, а элементы производства, возделывания, выращивания, так или иначе, связанные с производством каких-то видов товаров. Здесь безусловный лидер Small Fruit, разработанная нами аграрная франшиза по выращиванию органической малины с дальнейшим сбытом на рынках ЕС. Это тот случай, когда инвесторы стоят в очередь, поэтому потенциал этого рынка колоссальный.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ