5 способов защитить свой бренд

0
162

Мы так стремимся развивать свои бренды, делать их узнаваемыми и популярными.  Но успех от продвижения может быть омрачён неожиданными ситуациями, когда бренд приходится защищать. Ведь чем он сильнее, тем он привлекательнее для злоумышленников и тем ощутимее мешает конкурентам.

Community взял комментарий у Гарика Есаяна – руководителя и партнера юридической компании «Vek Legal Group», который специализируется на корпоративном и антимонопольном праве.

 

Прежде всего, давайте разберемся: что такое бренд в юридическом понимании?

В украинских законах ничего не пишут о регистрации брендов, зато – в них содержится понятие торговых марок (ТМ), возможность их регистрации и защиты в случае чего. Также у каждой компании по закону может быть коммерческое (фирменное) наименование. О защите этих объектов можно говорить в правовом смысле. Итак, что делать, даже если на бренд пока никто не «нападает»?

 

Зарегистрировать ТМ.

В Украине можно зарегистрировать марку в виде слов, картинок, цветов и их комбинаций. Обладатель ТМ становится единственным счастливчиком, кто может использовать ее при продаже своего продукта, может разрешать и запрещать ее использовать другим. Можно писать ТМ на разных языках и распространять силу ТМ на разные товарные категории. Например, Вы можете закрепить за собой ТМ для производства космических кораблей, но любая другая компания сможет под той же ТМ выпускать ёлочные игрушки, и это будет нормально. Но можно охватить все товарные категории. Разрешается закрепить за собой ТМ в Украине и в других странах. Зарегистрированная ТМ облегчит Вам жизнь, если придётся доказывать, что бренд – Ваш. Однако это ещё не панацея от возможных конфликтов. Что может случиться?

– может распространяться негативная и лживая информация на сайтах и в соцсетях от конкурентов или бывших клиентов;

– бренд или Ваш фирменный дизайн могут незаконно использовать, в том числе в адресе сайта или контенте, на товарах или ивентах… где угодно;

– может быть и наоборот: под чужим брендом могут продавать Ваш товар;

– может распространяться сравнительная реклама, где конкурент сообщает целевой аудитории не только что он «хороший», но и что Вы «плохой».

Есть и другие варианты, но это – самые распространённые. Из-за них страдает репутация, возникает непонимание с клиентами, падает спрос. Что делать, если это всё-таки произошло?

Написать обоснованную претензию.

Написать нарушителю официальное письмо, в котором подробно изложить свои требования, подкрепленные нормами закона. Если речь идет о негативных постах – требование удалить их, если о копировании – прекратить такое копирование. Если нанесены убытки и Вы можете их посчитать – требование возместить их. Иногда претензия помогает избежать лишних затрат и решить проблему максимально быстро. Тут многое зависит от уровня нарушителя и того, насколько его впечатлит Ваша претензия. У нас, например, получилось обойтись претензией, когда сайт нашего клиента нагло скопировали и занимались куплей-продажей авто. К тому же, если позже Вы будете обращаться в суд – претензия будет доказательством, что Вы сделали всё возможное до суда, чтобы защитить свои права.

Подать жалобу в Антимонопольный комитет Украины.

Антимонопольный комитет Украины – государственный орган, призванный следить за тем, чтобы конкуренция на любом рынке была честной и добросовестной. Он может оштрафовать нарушителя на сумму до 5% его дохода за прошлый год, если будет доказано одно из нарушений:

– незаконное использование чужого названия, ТМ, дизайнерских решений до неразличимости;

– выход на рынок с чужим товаром под своим именем;

– копирование внешнего вида продукции до неразличимости;

– сравнительная реклама;

– распространение про Вашу компанию или Ваши товары ложной или искаженной информации.

Для того чтобы Антимонопольный комитет открыл дело, нужно написать заявление, в котором подробно изложить ситуацию и – самое главное – подтвердить и доказать каждую деталь.

Подать иск в суд. 

Если о Вашем бренде пишут ложь и негатив, то можно подать к нарушителю иск о защите деловой репутации. Обычно мы просим в нём признать недостоверными негативные посты, обязать нарушителя удалить их или опубликовать опровержение, возместить моральный ущерб. Бытует мнение, что судебная практика не успевает за развитием технологий. Но у нас уже есть прецеденты защиты деловой репутации на форумах и в соцсетях через суд. Сегодня это уже реальность. Тем более, приличная судебная практика сложилась и по защите ТМ от незаконного использования.

Запустить инфоповод.

Всё, кроме некролога – отличный пиар. Поэтому в какие бы конкурентные войны Вы ни угодили, как бы ни нарушались Ваши права на бренд – заявляйте об этом громко и с достоинством. Пусть письмо из совета № 2 будет открытым, пусть к нему присоединятся фанаты Вашего бренда, лидеры мнений вашей целевой аудитории. Публикуйте новости о своих юридических шагах по защите бренда. Шумиха с качественным содержанием о чётких юридических действиях – не только прибавит узнаваемости, как любая шумиха, но и даст понять Вашим оппонентам, что Вы серьёзно настроены и готовы отстаивать свои права до конца. Это работает. Порой даже сильнее, чем иски.

Главное – действуйте!

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ