Нелегкая экономическая ситуация в стране, девальвация национальной валюты, война на востоке и другие факторы влияют на алкогольный рынок страны. Украина уже несколько лет сокращает производство алкоголя, от которого страдают его главные три кита – водка, винные изделия и слабоалкогольные напитки. К слову, средний украинец употребляет алкоголя меньше, чем средний европеец, только пива – минимум в три раза.
Анализ рынка водки
Производство «беленькой» снижается уже пятый год подряд, начиная с 2010 года. Связано это, в основном, с ростом цен на продукцию и снижением покупательной способности украинцев, а также – с подорожанием сырья и обесцениванием гривны. По мнению экспертов, этот рынок уменьшился почти на пятую часть. Аналитики рынка в один голос твердят, что сокращение объемов производства происходит не потому, что алкоголь стали употреблять меньше. Скорее всего, причина в увеличении продаж нелегальной алкогольной продукции.
С начала 2015 года розничные цены на водку выросли на 35%. Повышения происходили в два этапа: с 1 июля – на 25% и с 1 сентября- еще на 10%. В случае принятия нового Налогового Кодекса, бутылка водки емкостью 0,5 л будет стоить 90 грн. уже с начала 2016.
Анализ рынка винных изделий
Тенденция на украинском рынке винных изделий ведет к тому, что с начала нового 2016 года бутылка коньяка будет иметь цену около 150 грн., а вина – от 50 грн. Все дело в сокращении количества виноградников, смещении производственных мощностей из Крыма на материковую часть, увеличении стоимости сырья. Несмотря на неутешительные прогнозы, объем потребления винных изделий в Украине увеличился на 10 % в сравнении с предыдущим 2014 годом, в частности, шампанских вин – на 5%. Производители винных изделий все же смогли преодолеть кризисные моменты и постепенно наращивают обороты.
Анализ рынка слабоалкогольных напитков
В 2015 году производство пива в Украине сократилось на 21%. За год пивовары изготовили 194 млн дал при потенциале в 450 млн дал. Согласно данным Государственной службы статистики, производство слабоалкогольных напитков упало на 20%. Объем рынка САН (не включая пива) в текущем году составил около 8,6 млн дал.
Лидеры рынка 2015
Топ-3 компаний, которые являются лидерами украинского рынка алкоголя, неизменно держат свои позиции уже пятый год подряд.
Первое место: Украинская дистрибуционная компания, входящая в международный холдинг GlobalSpirits. Главный игрок производит бренды «Первак», «Хортица», «Мороша» и имеет доход от 2,5 млн грн.
Второе место: украинское государственное предприятие «Укрспирт» с доходом от 1,5 млн грн.
На третьем месте вот уже который год располагается «Национальная водочная компания», вхожа в холдинг «Баядера групп» – от 1,1 млн грн.
Тенденциозность рынка
Несмотря на все негативные аспекты, лидеры производства ищут новые рынки, привлекают инвесторов, вводят дебютные торговые марки, увеличивают бюджеты на рекламу и не собираются покидать свои позиции. Все это только подогревает конкуренцию, улучшает качество алкоголя, что украинских потребителей только радует.